Вопросы и ответы по франшизам
Франшиза — что это такое?
Франчайзи (Franchisee) – это организация, либо частное лицо, которая в результате уплаты определенного вознаграждения, получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовой и испытанной бизнес — модели, с целью продажи своих товаров и услуг.
Франчайзер — что это такое?
Франчайзер (Franchisоr) – компания, правообладатель торговой марки, а так же владелец производственных и/или маркетинговых знаний, и предоставляющая право использовать эту марку и знания другой организации, получая взамен определенную плату (royalties).
Что такое франчайзинг?
Франчайзинг (от англ. Franchising) – форма ведения бизнеса, при использовании которой, один рыночный субъект (франчайзер) передает другому рыночному субъекту (франчайзи), права на использование его бизнес модели, а так же его имени или фирменного бренда, получая взамен, оговоренное вознаграждение (роялти).
Что представляет собой мульти-франчайзинг?
В чем различие между системой лицензирования и франчайзинга?
Предоставляя лицензию, лицензиар предоставляет набор услуг, который, в общем, ограничивается предоставлением технического ноу-хау. Оно может включать в себя способ производства какого-нибудь продукта, использование специального компьютерного обеспечения или право использовать патенты или названия брендов. Лицензионные договора обычно не предусматривают предоставление соискателям лицензии ноу-хау по вопросам ведения бизнеса. Они также не предусматривают никакой поддержки в повседневной бизнес-деятельности.
Из чего состоит сервисный пакет, предлагаемый франчайзером?
Сравнение между собой разных франшиз чрезвычайно трудно, даже если деятельность осуществляется в той же самой местности, так как франчайзи предлагается сложный сервисный пакет. По этой причине франчайзор должен предложить, как минимум, конкретные пункты отсчета, предоставляя франчайзи детальный перечень того, что ожидается от него или нее.
Какие виды франчайзинга существуют?
Существует несколько классификаций франчайзинга. Мы остановимся на самой общей классификации, в которой выделяют производственный и торговый франчайзинг:
- Франчайзинг товаров : продажа одного или нескольких товаров, для которых франчайзор является производителем или эксклюзивным дистрибьютором.
- Сервисный франчайзинг : франчайзи получает право заниматься определенным видом деятельности с применением методов, полученных от франчайзора. Этот тип франчайзинга требует повышенного контроля со стороны франчайзора к качеству предоставляемых франчайзи услуг.
- Смешанный франчайзинг : распространение товаров и услуг
Как происходит знакомство франчайзи с системой ведения бизнеса?
Необходимо, чтобы система ведения бизнеса была доступно и быстро передана франчайзи. Обучение франчайзи обычно состоит из двух различных фаз:
- теоретическое и практическое обучение на территории франчайзера;
- поддержка, осуществляемая франчайзером, на территории франчайзи в период открытия и запуска предприятия.
Что такое ноу-хау?
Ноу-хау — это совокупность всех знаний и умений франчайзера, полученные благодаря его опыту. Оно лежит в основе его концепции управления предприятием.
Что такое пилотный проект?
Магазин или предприятие, принадлежащие франчайзору, служащее для тестирования концепции, которая будет положена франчайзором в основу сети.
позволяют оценить жизнеспособность новых товаров или услуг перед тем, как они появятся в сети.
Как происходит разделение задач между франчайзером и франчайзи?
В идеале, франчайзер и франчайзи отвечают за те функции и сферы деятельности, которые им подходят больше всего в результате их позиции на рынке, квалификации и имеющихся средств. В процессе разделения задач франчайзеры отвечают за все функции, которые головной офис может осуществлять более эффективно и дешево. В отличие от этого, франчайзи берут на себя исполнение тех задач, которые он может выполнять более эффективно, исходя со своей позиции на рынке.
Каким должен быть идеальный франчайзи?
Франчайзи должен обладать личной инициативой для ежедневного управления предприятием на базе своего опыта и знания ниши рынка, которую занимает его бизнес. При этом, франчайзи должен следовать модели управления, переданной ему франчайзером.
Эксклюзивность территории франшизы, как это действует?
Вопрос об эксклюзивности территории касается обеих сторон. Франчайзор обязан соблюдать эксклюзивность территории франчайзи, не осуществляя на ней деятельность и не позволяя третьим лицам открывать предприятия на этой территории.
С другой стороны, франчайзи не может заводить клиентскую базу вне территории, исключая тем самым вторжения на территории других франчайзи.
Какие выплаты делает франчайзи?
Франчайзи осуществляет три вида выплат.
• Вступительный (паушальный) взнос для вхождения в сеть. Он не возмещается и может включать в себя:
- Право использовать брэнд и престиж компании, которые франчайзор передает франчайзи.
- Процесс обучения, который должен пройти франчайзи у франчайзора перед и во время открытия своего предприятия.
- Частичная компенсация инвестиций франчайзора, которые он делает для реализации франчайзинговой программы.
- Вступительный (паушальный) взнос может зависить от степени престижа марки, которую получает франчайзи.
• Роялти – сумма, которую франчайзи периодически выплачивает франчайзору за помощь и постоянную поддержку в ведении бизнеса. В отличие от вступительновзнолсы за пользование го (паушального ) взноса, роялти являются основным источником дохода франчайзора.
• Отчисления на рекламу для создания общего рекламного фонда, которым будет пользоваться вся сеть. Средние отчисления всех франчайзи позволят проводить масштабные акции, способствующие продвижению брэндов на рынке и стимулирующие продажи. Отчисления в рекламный фонд не должны составлять источник дохода франчайзора, так как он является всего лишь управляющим этими средствами. В связи с этим, франчайзору рекомендуется иметь отдельный банковский счет для средств, поступающих на рекламу, и предоставлять подробную информацию об их использовании.