Полезное про франшизы FAQ
Постараемся ответить на часто задаваемые вопросы о франшизах.
Основные термины и понятия:
ФРАНЧАЙЗИНГ — форма организации бизнеса, при котором последний контролируется уполномоченным лицом — франчайзи. Франчайзи обязуется продавать услуги или продукт компании по установленным франчайзером правилам. Компания, позволяющая торговать своим продуктом или услугами, предоставляет франчайзи свои маркетинговые технологии, концепцию бренда, фирменный стиль и своей репутацией гарантирует прибыльность бизнеса. Франчайзи выдается специальный франшизный пакет, который включает в себя договор с оговоренными ежемесячными и/или первоначальными взносами, условия аренды помещения, передачу прав по использованию товарного знака и много других составляющих бизнес-процесса, которые обеспечивают франчайзи всем необходимым для успешного начала деятельности даже при отсутствии опыта и навыков ведения этого типа бизнеса.
ФРАНШИЗА — это комплексная система по ведению бизнеса, которая сдается франчайзи в «аренду» на определенных условиях, оговоренных между франчайзером и франчайзи в специальном договоре.
ФРАНЧАЙЗЕР — это юридическое лицо, которое передает право на использование своей торговой марки другому лицу, лицензию на ведение бизнеса. Обычно франчайзерами становятся компании, которые успешно зарекомендовали себя на рынке и создали узнаваемый бренд. Работающая бизнес-модель может быть воспроизведена с помощью франчайзинга, что является выгодным для предпринимателей, желающих приобрести франшизу надежной компании.
ФРАНЧАЙЗИ — юридическое или физическое лицо, которое получает право на использование торговой марки другой компании и строит свой бизнес по модели франчайзера. За обучение и консалтинг, применение фирменного стиля и проверенной бизнес-схемы франчайзи, как правило, платит роялти. Франчайзер, в том числе, предоставляет франчайзи скидки на поставки необходимых расходных материалов и помогает организовать логистическую цепочку.
МАСТЕР-ФРАНШИЗА выдается только одному предпринимателю с передачей ему исключительных прав на территории отдельной страны. Владелец лицензии имеет право продавать франшизы другим лицам и устанавливать роялти.
ПРЯМОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ — система отношений между франчайзером и франчайзи напрямую, что распространено в географически близко расположенных регионах, где находятся франчайзер и франчайзи. Международные компании-франчайзеры обычно не прибегают к прямому франчайзингу, так как их географическая удаленность от франчайзи приводит к дезинтегрированности действий и, в конечном счете, искаженному воспроизведению оригинальной бизнес-модели с нарушением условий франшизы. Крупные франчайзи используют данный тип франчайзинга с целью освоить другие рынки и снизить возможные риски при расширении бизнеса.
ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (Договор Франчайзинга) — это договор, по которому франчайзер и франчайзи договариваются об условиях использования фирменного стиля, товарного знака компании, сроках «аренды» бизнес-системы компании-франчайзера и других юридически важных аспектах ведения бизнеса.
ПАУШАЛЬНЫЙ ВЗНОС — единовременное вознаграждение Франчайзора в виде определенной, твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей Франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат Франчайзора, связанных с продажей франшизы.
РОЯЛТИ — вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых Франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются Франчайзи Франчайзору ежемесячно.
СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ ПОСТАВЩИК — поставщик сырья, аксессуаров, запасных частей или комплектующих, который соответствует требованиям Франчайзора по качеству своей продукции.
УЧЕБНИК- руководство по осуществлению деятельности, которое получает Франчайзи при вступлении в единую франчайзинговую систему, содержащее описание правил, стандартов, процедур и рекомендации по запуску и ведению бизнеса в рамках единой франчайзинговой системы.
БРЕНДБУК — это руководство к бренду, книга с подробным описанием бренда. Необходима для правильного пользования франчайзи товарным знаком и предупреждения неосознанного нарушения с его стороны по отношению к франчайзору.