В пищевой промышленности одно из лидирующих положений занимает хлебопекарная отрасль. Ее товар является предметом первой необходимости и всегда востребован. Основными поставщиками хлеба, как правило, являются крупные хлебозаводы и комбинаты, которые занимаются массовым выпуском продукции. Мини-пекарням нелегко конкурировать с крупными предприятиями в производстве стандартного ассортимента белого или чёрного хлеба, но у них есть бесспорное преимущество – мобильность и возможность предложения мелкоштучных хлебных изделий, например, изготовленных по интересной рецептуре, диетической, национальной, эксклюзивной и прочей продукции. Не смотря на то, что конкуренция в этой сфере бизнеса является очень высокой, выпечка хлеба продолжает оставаться рентабельной. Рентабельность здесь может достигать 50-60%.
Для того чтобы открыть свой бизнес по выпечке хлебобулочных изделий, потребуется относительно небольшой стартовый капитал и торговая площадь размером от 4 до 10 кв.м. Деятельность мини-пекарни будет заключаться в производстве и реализации горячей выпечки из замороженных полуфабрикатов. На такую продукцию спрос всегда будет стабильно высоким. На данный момент горячая выпечка на рынке быстрого питания достигает 50%. Прежде всего, покупателей привлекает, то, что продукция готовится «прямо на глазах» и соответственно является свежей. Кроме того, не оставляет места для равнодушия большой ассортимент и качество продукции. Важным фактором является также невысокая цена такой выпечки. А согласно проведённым исследованиям, одна такая точка способна обслужить около 500 покупателей в день.
После выбора местоположения торговой точки для осуществления деятельности необходимо получить заключение СЭС о возможности торговли в выбранном помещении. Стоимость такого заключения составляет 250 рублей. Кроме того в СЭС нужно будет заверить ассортимент реализуемой продукции. А каждый из работающих продавцов должен обязательно иметь санитарную книжку.
Для начала торговли необходима регистрация в качестве предпринимателя, установка кассового аппарата и постановка его на учёт в налоговой инспекции.
Следующим этапом организации бизнеса является приобретение оборудования. Для открытия мини-пекарни необходимы: конвекционная печь (стоимость от 20 тыс. рублей), расстоечный шкаф (от 14 тыс. рублей), тепловая витрина (от 8 тыс. рублей), противни из нержавеющей стали (от 300 рублей), морозильный ларь (около 15 тыс. рублей).
Установку оборудования осуществляют профессиональные технологи. Они же за вознаграждение в сумме 5–10% от стоимости оборудования могут сделать пробную выпечку, предоставить рецепты и обучить персонал выпекать изделия.
Для обслуживания комплекта хлебопекарного оборудования необходимо от 2-х до 4-х человек. Как правило, работа в пекарне организуется посменно, поэтому количество сотрудников обычно увеличивается пропорционально количеству смен. Кроме пекарей, для ведения бизнеса понадобятся, как минимум, бухгалтер и водитель.
Для приготовления готовых изделий потребуется приобретение полуфабрикатов. Следует также отметить, что в настоящее время появились готовые изделия в замороженном состоянии, которые следует разогревать в микроволновой печи. Однако по своим вкусовым качествам они значительно уступают свежевыпеченным.
Технологию изготовления продукции освоить несложно. Она состоит всего из двух пунктов:
• Необходимо достать из морозильной камеры полуфабрикаты и поместить их в расстоечный шкаф на 40-60 минут.
• Поместить изделия на 15-20 минут в печь.
Объём выпуска продукции одной мини-пекарней составляет в среднем 0,5-1 тонну в сутки. Хотя существуют и более крупные хлебопекарни, в которых суточный объем производства составляет до 10-12 тонн.
Важным фактором для развития бизнеса является тщательный анализ потребительского рынка. Прежде всего, необходим правильный подбор ассортимента товара и выбор грамотной ценовой политики. Цены должны быть приемлемыми для самого широкого круга покупателей. При этом торговая наценка на готовые изделия может составлять порядка 100 %. Кроме того, для увеличения числа потребителей и расширения бизнеса возможен ввод дополнительной услуги — доставка выпечки покупателю на дом либо в офис. В дальнейшем становится возможным рост бизнеса из одной торговой точки в целую розничную сеть.
Кроме того, отличным решением, помимо продажи хлебобулочных изделий, станет реализация различных напитков. Многие компании, например, Pepsi, Coca-Cola и другие, готовы к оказанию помощи в организации торговых точек с целью рекламы своей продукции.
Начальные затраты для открытия мини-пекарни составят 100-120 тыс. рублей. При этом возможно получение ежемесячного дохода в размере 70-150 тыс. рублей. С учетом необходимых ежемесячных расходов срок окупаемости составит в среднем два года.