Пейте дети молоко, будете здоровы!
Молоко и молочные продукты в России традиционно являются жизненно важным продуктом в ежедневном рационе. В стоимости потребительской корзины доля молочных продуктов составляет 16%. В настоящее время абсолютным лидером потребления в России является питьевое молоко, на втором месте — кисломолочные продукты, на третьем — сыры, четвертую строчку занимает сливочное масло. При этом самый продаваемый продукт — кефир.
Молоко и молочные продукты в России традиционно являются жизненно важным продуктом в ежедневном рационе. В стоимости потребительской корзины доля молочных продуктов составляет 16%. В настоящее время абсолютным лидером потребления в России является питьевое молоко, на втором месте — кисломолочные продукты, на третьем — сыры, четвертую строчку занимает сливочное масло. При этом самый продаваемый продукт — кефир.
В последние годы молочный рынок России достаточно успешно и стабильно развивается.
Приход в Россию западных компаний был достаточно активным в 90-х годах, однако в последние годы их все увереннее заменяют российские компании. Структуру рынка молочного сырья по производителям на сегодняшний день можно представить следующим образом: домохозяйства, фермерские хозяйства и сельхозпредприятия.
Корову и потребителя молока соединяет длинная цепочка, состоящая из производителей, посредников и сетей продуктовых магазинов. Для фермера выгодно участвовать в каждом звене этой цепочки. При самостоятельной организации цепочки от производства сырого молока – переработка – упаковка — доставка продукции до магазина, фермер значительно увеличивает свой доход.
Для производителей молока, а точнее, для фермеров, занимающихся выращиванием коров и сбором молока, важно в первую очередь обеспечить регулярный надой и, соответственно, сбыт молока. Например, молодая корова, готовая к размножению, стабильно дает порядка десяти литров молока. Но на качество удоев очень сильно влияют такие факторы, как качество корма и болезни. Поэтому сегодня фермерами все чаще используется специально разработанные способы страхования хозяйства. В плане налоговых и прочих льгот фермеры сегодня имеют серьезную поддержку со стороны государства. С этой точки зрения ситуация на рынке крайне благоприятна для вступления в отрасль. Если раньше основными конкурентами были импортеры, закупающие молочные продукты за границей, то сейчас объемы импорта значительно снизились из-за роста цен. Соответственно, спрос на молочную продукцию отечественных производителей повысился, давая возможность появления на рынке новых производителей.
Держать малочисленные фермерские хозяйства не выгодно. Рентабельность фермерского молочного бизнеса начинается от 400 голов. Меньшее количество голов подразумевает длительные сроки окупаемости. Оборудование при государственной поддержке можно взять в лизинг. При этом, с целью сокращения будущих издержек, лучше приобретать сразу современное инновационное оборудование. Для компаний, занимающихся фасовкой и доставкой молочной продукции в сети продуктовых магазинов, главное значение имеет технология доставки продукции. Для сохранения высокого качества молока обязательно наличие холодильного склада, парка автомобилей, оборудованных холодильными установками с постоянной температурой от 0 до +4о C.
Но для сбыта молочного сырья недостаточно развита законодательная база, благодаря которой доля производителя в итоговой цене составляет гораздо меньший процент, нежели процент конечного продавца торговле. В такой ситуации основная часть молочников ожидает выхода федерального закона о торговле, который должен будет регламентировать положения о наценках на товары. Другая часть удваивает доход за счет множества ненатуральных, дешевых добавок.