Как говориться, готовь сани летом, а телегу зимой, поэтому сейчас поговорим о летней торговле. Ежегодно, летом для многих видов бизнеса наступает называемый мертвый сезон, активность покупателей снижается, падают продажи и рентабельность. Перед магазинами встает вопрос, что можно изменить, чтобы наиболее безболезненно пережить этот период, какие действия предпринять для привлечения дополнительных клиентов и как повысить среднюю цену покупки.
Сначала заметим, что лето лету рознь и если в предыдущий год стояла жара и дожди были редкостью, то это совсем не значит, что следующее лето будет таким же, зачастую именно погода, а не время года больше влияет на планы покупателей и уровень потребления товаров. Так что не надо заранее бояться лета, может продажи упадут, но не очень значительно.
Первое, что нужно сделать, это проанализировать каких покупателей станет меньше в летние месяцы, это будет зависеть от месторасположения магазина. Для конкретного магазина будет своя статистика, к примеру, если магазин находится возле школы и основными покупателями были школьники, в этом случае, несмотря на все усилия до наступления первого сентября ожидать значительных продаж не следует. Но это скорее печальное исключение, чем правило.
Более удачно расположенным магазинам поможет изменение ассортимента продаваемых товаров, необходимо перераспределить ассортимент в пользу товаров которые летом покупают лучше. Товары, которые летом пользуются меньшим спросом нужно не убирать вовсе, а сократить их ассортимент и, возможно, распространить на них специальное предложение. Для эффективного распределения ассортимента постарайтесь наиболее точно определить товары повышенного сезонного спроса, основываясь при этом на прошлогодних продажах и опросах покупателей своего магазина.
Еще одним эффективным средством для привлечения покупателей могут стать сезонные промо- акции с использованием «летнего» товара, который ранее мог и не присутствовать в типичном ассортименте вашего магазина. Это могут быть товары для отдыха, для дачи, рыбалки и т.д. Например, в продуктовый магазин можно добавить в ассортимент мангал и древесный уголь и придумать подходящую промо акцию. Естественно, что подобные товары продаются во многих других местах, в том числе и в специализированных магазинах, где выбор этого товара значительно шире. Поэтому для успеха промо акции нужно установить на товары не из вашего ассортимента меньшую цену, чем у конкурентов, ведь цель получить прибыль не с мангалов, а с основного ассортимента, в этом примере это может быть мясо для шашлыков и напитки.
Товар не из основного ассортимента обязательно должен соответствовать формату магазина, если магазин эконом класса, то и промо товар должен быть соответствующим по цене. За наличием промо товара нужно постоянно следить, чтобы не получилось ситуации, когда клиент увидел рекламу, пришел за конкретным товаром, участвующим в акции, а он закончился.
Еще одним условием успеха промо акции будет выбор определенной тематики акции, не стоит одновременно проводить несколько акций. Лучше сфокусироваться и провести удачно одну акцию, полностью представив тематический ассортимент. После одной успешной акции, можно провести следующую, по другой тематике.
Если акция по стимулированию продаж будет проводиться с товарами из постоянного ассортимента, то следует изменить саму подачу товара. Желая выбрать товар, участвующий в акции, клиент не должен искать, где расположены товары акции, промо зона и сами товары должны быть четко обозначены и содержать яркие, увеличенные ценники. Можно выделить товар акции от остального ассортимента средствами освещения или цветом. Лучше, если ассортимент товаров будет представлен наиболее полным, к примеру, если акция в магазине одежды называется «отдых у моря», то нужно представить как можно более широкий ассортимент по этой тематике, начиная от купальников и заканчивая надувным матрасом и пляжными тапками.
Также, летом можно дарить покупателям небольшие подарки — календари, брелки, дисконтные карты, провести игровые акции, розыгрыши, лотереи. К примеру, за покупку более 500 рублей один подарок, за 1000 рублей другой, более интересный, можно проводить и долгосрочные акции, по итогам покупок за месяц и т.д.
Качество скоропортящегося товара приобретает еще большую актуальность в летние месяцы, поэтому обратите особое внимание на количество заказываемого товара и графики поставки. Жарким днем нет ничего лучше холодных напитков и мороженного в продуктовых магазинах, поэтому позаботьтесь заранее о дополнительном холодильном оборудовании, а также о климате в магазине, кондиционер обязательное условие комфортной покупки для клиентов в жаркое время. Пусть покупатели почувствуют прохладу в магазине и возможность всегда купить охлажденные товары, будьте уверены, они это оценят и будут ходить именно к вам, а не к конкурентам.
В заключение скажу, что для каждого города, района или магазина может быть свой способ как смягчить отток клиентов в летние месяцы. Ответ на вопрос, что надо для этого сделать должен знать управляющий магазина, который в курсе местной специфики и запросов клиентов. Экспериментируйте, ищите новые способы и кто знает, может вы найдете свое фирменное решение, которое можно будет использовать не только летом, но и в течение всего года.