Из всех сфер пиара в последнее время в бизнесе все чаще используется антикризисный пиар. Особенно остро встает вопрос о применении пиара в тех ситуациях, когда негативная информация о компании выходит из-под контроля и превращается в мощную угрозу бизнесу. Вспомните случай с возгорания батарей в ноутбуках известных производителей. У каждой компании потенциально существует угроза возникновения кризисных ситуаций — вышла партия недоброкачественной продукции, ключевые сотрудники были замечены в непристойном поведении или были опубликованы сведения о загрязнении окружающей среды. В каждом подобном кризисе есть свои индивидуальные черты, но в работе антикризисного пиара существует несколько общих принципов, которые помогут компании выйти из положения достойно.
Еще один принцип антикризисного пиара заключается в предвосхищающей работе пиар отдела. Нельзя ситуацию выпускать из-под контроля. Самый важный этап кризиса, когда компания еще может что-то предпринять, это первые сутки. Промедление создает информационный вакуум. В первые сутки есть возможность сузить рамки влияния кризиса и уменьшить последствия – например, отозвать продукцию из всех точек продаж.
Проявление инициативы во время кризиса также является важным моментом в преодолении тяжелых последствий. Первым и главным источником новостей должна стать сама компания, ни в коем случае не конкуренты. Даже если придется огласить негативную информацию, лучше сделать это самим. Играйте по своим правилам.
В момент кризиса часто накаляются не только внутреннее состояние самих сотрудников компании, но и внутренняя обстановка внутри компании – страх, неизвестность может вызывать разногласия и споры. Важно понимать, что если в кратчайшие сроки не выправить психологическую обстановку в компании, межличностные конфликты могут спровоцировать вынос ненужной информации за пределы компании. Если руководитель говорит одно, а его заместитель параллельно дает интервью, в котором утверждает обратное, то ход получает неблагоприятная версия. В кризисной ситуации сам факт разногласий внутри компании уже подрывает доверие к ней, а доверие в таких случаях — это второй ключевой ресурс после времени. Необходимо тщательно инструктировать своих сотрудников что именно и кому говорить.
Таким образом, кризис диктует следующие принципы поведения компании — реагировать быстро, реагировать первым, действовать на опережение, стать главным источником информации на всех уровнях и не допускать информационного вакуума.